понедельник, 2 марта 2009 г.

СМИРНОВ.

СМИРНОВ.


  Из книги С.Я.Коварской «Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова», М.: 2001, с.17:
  «обновлению убранства древних кремлёвских святынь способствовали не только Комиссии (по реставрации – В.С.), но и соборные старосты, как правило, видные московские купцы. Именно они в конце XIX в. Выступают в качестве приверженцев русского стиля и заказчиков сооружений в русском стиле. Надо отметить, что с 1830 г. Старост избирали из именитого московского купечества, часто по их собственному желанию. Они должны были изыскивать средства на содержание и украшение храмов, на поизводство реставрационных работ, а также соблюдать за их исполнением. Не случайно современники внесли мена значительных московских купцов – П.А.Смирнова, М.Е.Попова, М.А.Морозова, И.П.Хлебникова в описи кремлёвских соборов, отдавая им дань глубокого уважения и признательности.
С.29:
Пётр Арсеньевич СМИРНОВ (1830-1898) коммерции советник, потомственный почётный гражданин, московский купец 1-ой гильдии, кавалер орденов: Станислава 2-1 ст.. Анны 3-1 ст., имел пожалованные золотые медали для ношения на шее на Андреевской, Владимирской и Станиславской лентах. Состоял почётным членом московских детских приютов, присяжным попечителем Московского коммерческого суда, почётным попечителем начального училища Московской дворцовой конторы, член совета Московской глазной больницы, староста Благовещенского собора с 1892 по 1898 г (о Смирнове см.: дело об утверждении 1892-1899, л.15-21).

(Фонд Московского Дворцового Управления находится в Российском государственном архиве древних актов – В.С.).

  Из книги «Русский торгово-промышленный мир». М.: 1993, с.229:
  (фотопортрет Петра Арсентьевича Смирнова)

  Не будет преувеличением сказать, что водка с этикеткой «Смирновская» известна во всём мире также. Как напиток Кока-Кола. Её знают и ценят во всём мире. После семнадцатого года рецепт изготовления её в России был утрачен. Всемирно известное «Товарищество Петра Аркадьевича Смирнова» начинало свою деятельность у Чугунного моста в Москве в 1860 году. Здесь открылась маленькая винная торговля с 9 служащими. Через четыре года был построен водочный заводик, где работало 25 человек. Он-то впоследствии и стал величайшим предприятием в России с электрическим освещением и числом рабочих более полутора тысяч. Производительность завода равнялась 17 миллионам рублей в год. 7 стекольных заводов поставляли различные бутылки. Четыре типографии ежегодно печатали для Товарищества 60 миллионов этикеток и ярлыков. Только на одни пробки фирма тратила 120 тысяч рублей в год. 
  Кроме знаменитой водки Товарищество вело широкую торговлю вином, как отечественным, так и иностранным. Сто миллионов бутылок в год. Цифра довольно впечатляющая, если учесть, что население России не превышало ста тридцати миллионов человек. В подвалах фирмы всегда находились на выдержке 15 тысяч бочек. Кроме огромного центрального склада в Москве имелось пятнадцать запасных.. Вот как описывает хозяйство «История русского виноделия» (книга вышла в Париже в 1902 г.):
  «Наиболее крупную торговлю вином в Москве вела фирма Петра Арсентьевича Смирнова. В его подвалах хранилось более полумиллиона вёдер вина и за неимением места в погребах, во дворе лежало ещё 3000 сороковёдерных бочек с кизлярским вином; бочки лежали под открытым небом при температуре 20 градусов мороза. По заявлению хозяина, это не только не составляло большой беды, но даже хорошо, потому что укрепляет вино».
  Общее число рабочих и служащих фирмы составляло 5000 человек. Вино скупалось в южных районах и на Нижегородской ярмарке, выдерживалось и купажировалось в своих подвалах, а затем шло в торговлю.
  Продукция Смирнова получала почти на всех выставках высокие награды. Четырежды удостаивалось чести изображать на этикетках Государственный герб Российской империи (один раз – как Поставщик Высочайшего двора, в три раза – за выставки – В.С.). Смирнов был пожалован званием поставщика Двора его императорского величества, Двора великого князя Сергея Александровича, Двора королевского величества Оскара II, короля Швеции и Норвегии. Большие золотые медали получены на выставках в Париже, Чикаго и Барселоне.
  Девиз фирмы: «давать лучшее, вырабатывать продукты из первоклассных русских материалолв и не жалеть средств и затрат на усовершенствование производства».

Комментариев нет:

Отправить комментарий