понедельник, 2 марта 2009 г.

Презентация в Екатеринбурге. Светлана Семёнова. НОВЫЙ РУССКИЙ БРЕНД ИЗ КАМНЯ.

Презентация в Екатеринбурге.
Светлана Семёнова.
НОВЫЙ РУССКИЙ БРЕНД ИЗ КАМНЯ.

17 февраля 2009 г. в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге собрались известные камнерезы и совсем молодые выпускники училища «Рифей» (художественного лицея № 42) на презентацию книги «Фаберже и его продолжатели. Камнерезные фигурки «Русские типы».
  Представлял книгу один из её авторов Валентин Васильевич Скурлов, историк камнерезного и ювелирного искусства из Петербурга, учёный секретарь Мемориального фонда Фаберже, эксперт Министерства культуры и консультант аукционного дома «Кристи»., давний друг екатеринбургских камнерезов.. Человек огромной эрудиции, он вызывает всеобщее уважение своими глубокими знаниями. Дух его любви к своему делу и камню удивительно заразителен. В наш город он всегда приезжает радостно взволнованный, с новыми замыслами и идеями. Недавно, в ноябре 2008 г. он вручал ордена Денисова-Уральского заслуженными уральцам, а теперь приехал с новой книгой.
  По статистике пятнадатилетней давности в мире издано около 1800 книги и статей о Фаберже, главным образом на английском языке. За прошедшие 15 лет, из количество, по меньшей мере удвоилось. В России о великом Карле вышло в свет приблизительно 15 книг, из них 6 написаны Валентином Скурловым совместно с Татьяной Фаберже – последней хранительницей традиций семейства (живёт во Франции).
  Новая книга – одна из самых больших из книг о Фаберже – 640 стр., 2500 иллюстраций. Подобной на русском языке ещё не было. Определить её жанр непросто. Это и научный, щедро иллюстрированный каталог, и очерки по творчеству выдающихся камнерезов, и введение в научный оборот документов российских государственных архивов и частного архива Татьяны Фаберже, и своеобразная хрестоматия, содержащая статьи из старой малодоступной литературы.
  Книга посвящена камнерезным фигуркам «Русские типы». Это вторая (после пасхальных яиц) по ценности и значимости группа ассортимента всемирно известной фирмы. Одновременно это бурно развивающееся направление современного камнерезного искусства, которое представляет русский бренд, поскольку существует только в России.. Центрами творчества являются Санкт-Петербург и Екатеринбург.
  У Карла Фаберже всегда были прочные связи с Уралом. Здесь он приобретал камень для своих работ. Костяк лучших его мастеров тоже составляли уральцы, среди них известные Дербышев и Кремлёв. А конкурентом великого ювелира был прославленный екатеринбуржец А.К.Денисов-Уральский, который имел фирму в Петербурге напротив дома Фаберже на Морской улице. Это с лёгкой руки Алексея Козьмича, арендовавшего на Урале копи аквамаринов, аметистов и изумрудов, русская царица полюбила аквамарины.
  Денисов-Уральский быстро подхватил гениальную идею «человеческих фигурок» (термин Бирбаума) от Фаберже. Известные денисовские фигурки «Солдата Перовой Мировой войны», «Марианны» (аллегория Франции), «Кайзера Вильгельма». В литературе о художнике упоминается также фигура великого князя Николая Николаевича.
  Уже при жизни Фаберже камнерезные фигурки (блокированная скульптура) ценились очень дорого. В настоящее время стоимость каждой превышает один миллион долларов. В коллекции императора Николая II и нефтяного короля Эммануила Нобеля было соответственно 22 и 20 фигурок, то есть в сумме две трети из исполненных мастерами Фаберже. В наше время самой большой коллекцией фигурок Фаберже (13 произведений) обладает шейх из Абу-Даби., а самой большой в мире коллекцией современных фигурок обладает Иосиф Кобзон.
  Значительная часть книги посвящена уральским камнерезам, которые от подражания и стилизации переходят к академической школе. Это А.И.Жуков, А.Н.Антонов, Е.А.Казакевич, Д.А.Богомазов, Г.Пономарёв («Мастерская Ильи Боровикова»), Д.Емельяненко и др. Их мастерство, комментирует В.В.Скурлов, растёт на глазах. Это представители нового направления в камнерезном искусстве, нового по идеям, по технологии исполнения, богатству применяемых камней и ювелирных материалов.
  В заключение Валентин Скурлов призвал мастеров и далее совершенствовать своё искусство, не опускаться до уровня кича, создавать высокохудожественные вещи, которые будут продаваться в лучших художественных салонах. Это наше чисто русское благодатное и благородное направление. Закончил он выступление словами П.И.Чайковского, открывающим книгу:
  «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
  Слушатели тепло благодарили автора книги, называя её настольной для каждого мастера, говорили о том, что она будет объединять их для новых творческих свершений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий