четверг, 21 мая 2009 г.

«Король не должен иметь копий»

В рамках 200-летия обретения государственности Финляндии, и проведения
Дней Финляндии в Санкт-Петербурге, 23 апреля 2009 года в выставочном зале нового здания Российской национальной библиотеки (Московский пр., 165) открывается выставка «Фаберже: его художники, мастера и продолжатели».
Выставка организована Российской национальной библиотекой, Медиа-холдингом «РЕСТЭК JUNWEX», Генеральным консульством Финляндии в Санкт-Петербурге.
Впервые так широко представлены книги, альбомы, картины, рисунки и экспонаты, посвящённые теме Фаберже. Большинство материалов — издания уникальные, привезенные из частных коллекций специально к выставке и широкой публике демонстрируются впервые. Среди работ заслуживающих особого внимания 40 проектов мастерской Хенрика Вигсрема — одного из главных мастеров К.Фаберже. Альбом был найден в Финляндии 20 лет назад при загадочных обстоятельствах, а сейчас принадлежит доктору истории искусств Хельсинки г-же Улла Тилландер-Годенхиелм, которая привезла из Финляндии много редких книг из своей библиотеки. Украшением выставки стали 16 картин художника Анатолия Перевышко, на которых изображены ведущие матера работавшие в Доме Фаберже. Выставляется так же каталог аукциона «Сотбис» (1954г), на котором была выставлена ювелирная коллекция Фаберже, принадлежащая Королю Египта Фаруку. Особое внимание обращают шесть книг Татьяны Фаберже (внучка КФ), написанные ею в соавторстве с петербургским историком Валентином Скурловым, от «Истории фирмы Фаберже» (1992) до «К.Фаберже и его продолжатели» (2009).
Петербургские любители ювелирного искусства найдут на выставке много интересного и полезного, а современные петербургские художники и ювелиры откроют для себя кладовую идей. Это первая в стране и самая большая выставка книг Фаберже, имя которого до 1988 года было под запретом, а книги о творчестве хранились в залах спецхрана.
В преддверии открытия выставки представляем интервью Валентина Скурлова, эксперта Министерства культуры РФ, консультанта-исследователя искусства Фаберже Русского отдела Аукционного дома Christie’s.


-Вы являетесь главным специалистом в искусстве Карла Фаберже, экспертом на лондонском аукционе Christie’s, объясните пожалуйста, что значит «Стиль Фаберже»? Это особая огранка драгоценного камня или особое литье металла? В чем его непревзойденность, которая создала массу последователей и подражателей его стиля?

- Искусствоведы не определились с понятием "стиля Фаберже". Стиль создает эпоха и мастера, Фаберже мог бы дать только название стилю. Стилеобразующих признаков в этом искусств нет. Но можно говорить о "Школе Фаберже", как, например, о школе русского классического балета. Это понятия однопорядковые.
Признаки школы Фаберже:
1. Разнообразие. (Фаберже не любил повторяться, девиз его клиентов: "Король не должен иметь копий").
2. Функционализм предметов. Не изящные безделушки, а полезные в быту предметы.
3. Эстетизация вещного мира. Если бы Фаберже работал сейчас, он делал бы ювелирные "мобильные телефоны".
4. Высочайшее качество ювелирной работы.
5. Инновации, поиск новых направлений.
6. Историзм (ретроспективизм), свободное владение любыми историческими, художественными стилями


- Петербургская школа ювелиров является последователем Фаберже или это свойственно отдельным художникам? Сколько ювелиров-участников данной выставки? Эти ювелиры - наши горожане или есть и из других городов?

- Подавляющее большинство современных петербургских художников считают себя продолжателями традиций Фаберже. Они даже придумали себе название: "Пост-Фаберже". Если бы не насильственное прекращение деятельности фирмы в 1917-1918 гг., то фирма продолжала бы развиваться в художественном отношении. Современные петербургские ювелиры подхватили "знамя Фаберже" и достойно несут его, предлагая новые направления в творчестве.
К сожалению, не все из 260 мастеров и фирм Петербурга, имеющих право клейма, имеют печатную продукцию, но многие из них представлены на страницах сборников и каталогов, таких как "Ювелирный Олимп" (объединение "Мир камня"), "Джунвекс" (объединение "Рэстек"), "Золотая коллекция магазина "Яхонт-Дом Фаберже" и других. Из других городов отметим последовательных поклонников творчества Фаберже из Екатеринбурга и московскую фирму "Сирин". Их творчество представлено в монографии "К.Фаберже и его продолжатели. Камнерезные фигурки "Русские типы" (2009).

- Какое отличие между последователем стиля Фаберже от подражателя? Почему об одних отзываются уважительно, а о других не очень?

- Подражатели коммерчески успешно используют творческие наработки Фаберже. Но это путь тупиковый. Плеханов говорил Троцкому: "вы лежите на марксизме, а я на нем стою". Тоже самое можно сказать о некоторых ювелирах, низводящих Фаберже до уровня ремесленного кича. Кто-то "лежит" на Фаберже, но большинство твердо стоит. Сам Фаберже стоял на плечах гигантов, каковыми в то время были фирмы Сазикова, Никольса и Плинке.

- Приходилось ли кому-то отказывать в участии в выставке, по каким причинам?
- Никому в участии не отказывали. Были трудности упомянуть всех на буклете из-за ограниченности площади.

- Что представляет собой Тайская коллекция Фаберже — это некий период из его путешествий или мотивы и стилистика выполненных работ?
- Фирма Фаберже была первой в Сиаме (так до 1936 г. назывался Таиланд) российской фирмой. Начало тайской коллекции вещей Фаберже было положено в 1897 г. во время визита сиамского короля в Петербург. С 1907 г. фирма Фаберже регулярно работает в Сиаме, Карл Фаберже получил звание "придворного ювелира и эмальера Короля Сиамского". Коллекция тайской королевской семьи одна из самых больших в мире, более 300 предметов, среди которых шедевры: нефритовый Будда, три фигурки из серии "русские типы", ритуальные предметы - которые теперь считаются государственными святынями.


- На лондонском аукционе “Кристи», часто ли приходится сталкиваться с контрабандой, подделками под Фаберже ? Например, известно о работах Айвазовского, что картин под его авторством насчитывается несколько сотен, а он, хотя и был плодовитым, нарисовал гораздо меньше. Так ли обстоят дела и с Фаберже? Например, сколько яиц он сделал на самом деле, и сколько выдают за его работы? Какие курьезы можете вспомнить?

- Как и многие произведения искусства, пользующиеся спросом - Фаберже подделывают. Насчет "часто" трудно сказать. Кому и раз в день мало, а кому и раз в неделю достаточно. Я бы сказал - подделки встречаются регулярно. Конечно, в последнее 15-летие, в связи с увеличением спроса на высокое искусство, и подделок стало больше.
Что касается яиц, то вопрос надо уточнить. Есть императорские пасхальные яйца, которых всего исполнено 52, есть 30 000 маленъких пасхальных яичек, есть и неимператорские, в размер куриного, пасхальные яйца из драгоценных металлов и камней. Подделывают всё, даже имераторские...
Много было и контрабанды в 1960-2000 гг. из СССР, есть она и сейчас. На самом деле, много ввозится в Россию вещей как раз с Запада, потому что в России цены на Фаберже выше.
Курьёзы? Сложно сказать...Все-таки , Christie’s и Sotbi s мероприятия серьезные, речь идет о миллионах долларах, здесь курьёзы неуместны. Впрочем, в нашей книге есть глава "Анекдоты о Фаберже".

Подготовила Светлана Ульянова

«АНЕКДОТЫ от ФАБЕРЖЕ»


К. Фаберже отличался остроумием и не щадил фатов, которых ненавидел. Как-то вскоре после Нового года зашел князь Г..н (скоре всего, князь ГАГАРИН, работавший в Канцелярии Е.В. – В.С.), отличавшийся этим недостатком и очень гордящийся лентами и звездами. Князь завел разговор про новогодние награды, чтобы похвастаться полученным им орденом Белого орла, но при этом прибавил с небрежностью: «Представьте себе, даже не знаю за что». Он ожидал, что Фаберже рассыплется в поздравлениях и в восхвалениях его заслуг, но последний лишь улыбнулся и ответил: «Право, Ваша светлость, я тоже не знаю, за что».

Ради красного словца, он не щадил себя и себе подобных. Как-то сахарный король К…. ему жалуется: «Что ни год, то убытки». «Да-да, отвечает он ему, что ни год у нас убытки, но странно, как это мы от этих убытков богатеем».

Как-то в год рождения наследника мы обсуждали проект очередного пасхального яйца, желая приурочить сюжет его к этому событию. Кто-то заметил, что с самого рождения наследник назначен шефом стрелковых частей, и что можно использовать этот факт в композицию. «Да, согласился он, только придется изобразить грязные пеленки, так как это единственные пока результаты его стрельбы».

В громадном количестве изготовляемых изделий трудно было узнать по виду предмета, кем из художников исполнен его проект, если рисунка не было под рукою. Когда Фаберже попадалась на глаза неудачная вещь, он меня вызывал и всласть издевался и иронизировал над неизвестным автором. В тех случаях, когда я имел причины подозревать, что автор никто иной, как он сам, я посылал за рисунком и ему его подносил. Он тогда виновато улыбался и говорил: «Вот что значит некому ругать, так он сам себя обругал».

По поводу пасхальных яичек вспоминается не лишенный пикантности случай. Одна клиентка из высшей аристократии, не отличавшаяся особым умом, еще за несколько недель до Пасхи приставала к старику Фаберже, не изготовил ли он какую-нибудь новинку в виде пасхальных яичек. Надо сказать, что новизна в таком предмете нелегко дается и искать ее, порядочно всем нам надоело. Старик Фаберже, когда был доведен до раздражения, не особенно стеснялся в ответах. Он с самым невинным видом объявил даме, что через две недели выйдут из работы квадратные яйца. Некоторые из присутствующих улыбнулись, другим стало неловко, но дама ничего не сообразила. Мало того, в назначенный срок приехала в магазин, чтобы их купить. Старик с серьезным видом объяснил ей, что он действительно надеялся такие изготовить, но что ему это так и не удалось.

(Из мемуаров Франца Бирбаума «История фирмы Фаберже», 1919).




Встреча в 1917.

Однажды, в 1917, я зашел на Морскую в магазин Фаберже. Покупателей не было, было только несколько буржуев из его старых клиентов. Но вот ввалился красноармеец с женщиной. Он – добродушный на вид тюлень, должно быть недавно еще взятый от сохи, она – полугородская франтиха, из бывших «кухарок на место повара», с ужимками, претендующими на хороший тон. Шляпа на ней сногсшибательная, соболя тысячные, бриллиантовые серьги с орех, на руках разноцветные кольца, на груди целый ювелирный магазин. Парень, видно влюбленный в нее как кошка, не мог оторвать глаз от столь великолепной особы.
- Нам желательно ожерелье из бус, - сказала особа.
- Да не дрянь какую – а подороже, - пояснил парень.
Принесли футляр.
- Почем возьмете?
- Сорок тысяч.
Дама пожала плечами.
- А получше нет?
Показали другой.
- На шестьдесят тысяч. – сказал приказчик.
- Мне бы что ни на есть лучше.
- Лучше теперь у нас жемчуга нет. Быть может, на днях получим.
- Нам непременно сегодня лучше, - вмешался парень. – Без бус им вечером на танцульку в Зимний дворец ехать никак невозможно.
- Поедем, Вася, в Гостиный. – капризно сказала особа, - там наверно есть дороже. – Но видя улыбку на устах буржуев, сконфузилась. – А впрочем, давайте. На сегодня и эти сойдут.
И Вася., сияя от счастья, расплатился.
- Видели, какой у нее чудный аграф? – сказала одна дама, когда парочка вышла. – Наверно, работа Лялика в Париже.
- Это нашей работы, - сказал приказчик, я его узнал. Мы его в прошлом году для княгини Юсуповой сделали.
Дама вздохнула.
- А мои бриллианты при обыске пропали.
- Мои, сказала другая, - взяли из сейфа.
Очевидно, добродушный парень был налетчик. Теперь – чуть ли не профессия, как всякая другая.

(Мемуары Николая Егоровича Врангеля, Берлин, 1924 г.)


«ПТ» благодарит В.В.Скурлова за предоставленные материалы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий