понедельник, 21 января 2013 г.

Заключение по Второй главе книги «К. Фаберже и петербургские ювелиры» (СПб, 2012).


Эпохой Фаберже можно называть  период с начала 80-х годов XIX столетия, когда творчество Фаберже впервые было высоко оценено на Всероссийской выставке в Москве (1882) и  международной выставке в Нюрнберге (1885). К 1885 г. относится исполнение фирмой первого императорского пасхального яйца, положившего начало «великой коллекции» и присвоение Карлу Фаберже высокого звания поставщика Высочайшего двора. Далее следует непрерывное интенсивное и экстенсивное развитие фирмы – численность сотрудников увеличилась   от 26 чел. в 1886 г. до более 600 чел. в 1910-х гг.   в шести городах. Фирма Фаберже становится холдингом. Успехи на выставках закрепляют ее ведущее положение  не только на российском, но и на международном рынке.  Опыт фирмы пытаются копировать современники Фаберже, отечественные и зарубежные конкуренты и соисполнители.
        Следует  предостеречь исследователей «Фаберже» от идеализации деятельности. Фирма действовала максимально эффективно в предложенных обстоятельствах.  Исторический контекст  включал  как положительные факторы (перманетные заказы императорского двора, переход к обслуживанию финансовой и торгово-промышленной буржуазии, выход на международные рынки), так и отрицательные (сложность получения и исполнения тех же царских заказов,  поражение в юридической борьбе против английских ювелиров, забастовки в 1913 г., проблемы с клеймением,  войны и революции) и многие другие вопросы, в разное время выраставшие до серьезнейших  проблем. 
        С экономическим ростом Петербурга увеличивалось и его население. В 1858 году в городе проживало 495 тысяч человек, а к концу 1880-х - 955 тысяч. После Лондона, Парижа и Берлина Петербург занял четвертое место по численности населения среди европейских городов. Раскрепощенная национальная энергия выразилась в появлении таких самородков, как Михаил Перхин и семья эмальеров Петровых. Интернациональный состав мастеров (чаще всего финские и немецкие мастера), обогащавший палитру творчества,  был свойственен не только фирме Фаберже, но всем петербургским мастерским
      Во второй главе, помимо общероссийских вопросов состояния ювелирной отрасли,  рассмотрены проблемы цен на бриллианты, развития церковного ассортимента,  камнерезной анималистики, изделий с жемчугом,  стиля и техники.
       Эпоха Фаберже не заканчивается ликвидацией (по собственной инициативе) Товарищества «К. Фаберже в январе 1918 г., инерционно продолжалась и в 20-е и в 30-е годы XX столетия, когда изделия Фаберже  представляли реальный валютный товар вначале в условиях «бриллиантовой» и «золотой блокады», а затем в ходе мирового кризиса.  Еще в 1936 г. в 1-ом издании Большой Советской Энциклопедии есть упоминания о фирме Фаберже. Таким образом, «эпоха Фаберже» насчитывает по меньшей мере 50-60 лет. Изучение этого исторического периода чрезвычайно важно для современных российских ювелиров, поскольку дает колоссально много практических и теоретических выводов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий