воскресенье, 14 сентября 2014 г.

ЧИСТЯКОВА Марианна Борисовна. В 2005 году главный хранитель Минералогического Музея имени акад. А.Е. Ферсмана РАН.

                                    08.06.2005
Уважаемая Марианна Борисовна,
Хочу задать Вам несколько вопросов.

1. Согласны ли  члены Реставрационного совета на опубликование их фамилий? Репутация директора Музеев Московского Кремля очень высока, кроме того - это федеральная структура (чиновники), им запрещено выступать в качестве экспертов. Истории известны случаи, когда эксперты отказывались от своих выводов. Подтверждают ли они сейчас свои мнения? Необходимо письменное согласие всех, на кого Вы ссылаетесь, во избежание дальнейших недоразумений.
В феврале 2004 г. комиссия была создана комиссия  по диадеме Тарасова.  11 человек пришли к совершенно ошибочным выводам по поводу атрибуции диадемы и ее стоимости (5-6 млн. долл., при страховой оценке 2000 года в 56 тыс. долл.). История  скандальная. Сейчас аукцион «Гелос» не берет диадему для аукциона, даже с оценкой 350 – 500 тыс. долл.
2. Вы полагаете, что письмо акад. А.Е.Ферсмана Агафону Фаберже от 26 марта 1926 года, опубликованное в «Антикварном Обозрении», № 4, 2004 – фальшивое? Если да, то какие основания для такого утверждения? В том письме речь идет о ЧАСАХ ИЗ СИНЕГО СТЕКЛА С ГРАВИРОВАННЫМ ЛЬВОМ И ЗОЛОТЫМ ЦИФЕРБЛАТОМ, относительно которых Агафон Фаберже особенно беспокоился и коллекции бриллиантов, переданных в Фондовый отдел, как предметы роскоши. А.Е.Ферсман написал в Фондовый отдел письмо и получил ответ, что «всё уже обезличено в настоящий момент».
3. Какие есть документы по ПРИХОДУ вещей Агафона Фаберже в музей в 1925 году? Есть ли дарственная от Агафона Фаберже или документы о покупке у него коллекции? Истории известны случаи, что в случае устного дарения, владельцы через некоторое время отказывались от своих слов, говорили, что передумали и требовали свои вещи обратно. В фондах Эрмитажа в 1920- х гг. было обнаружено немало вещей, которые были переданы петроградскими коллекционерами (в том числе Агафоном Фаберже) для временного хранения, но не в подарок Эрмитажу.
4. Почему  «невозможно представить», как Вы пишите, чтобы исполнялось два пасхальных яйца по одному сюжету.  Известны, например, три яйца с Курочкой: императорское 1885 г., Варвары Кельх 1898 г. и  «Скандинавское» 1902 г.;    императорское яйцо-часы 1887 г. и Консуэло Вандербильдт 1902 г.; два яйца с Петушком: императорское яйцо-часы 1900 г. и яйцо-часы с Варвары Кельх 1904 г.; два яйца с гризайлем:  императорское яйцо  1901 г «Гатчинский дворец» и яйцо Варвары Кельх 1903 г. с бонбоньеркой.
5. Г.Ч. Бэйнбридж в 1938 г. в журнальной статье пишет, что,  работая много лет в фирме, он не знал, что Фаберже ежегодно исполняет императорские пасхальные яйца.  Можно ли полагаться на память главных свидетелей: Франца Бирбаума и Евгения Фаберже. Не случайно, Евгений Карлович Фаберже в 1922 году просит Франца Бирбаума напомнить ситуацию с пасхальными яйцами 1917 года.  В 1939 году, Франц Бирбаум пишет, что братья Хаммеры просят его вспомнить всё об императорских пасхальных яйцах. "Это ужасно трудно и пришлось бы сравнить память о них у Вас, у меня, и у разных лиц", пишет Бирбаум. Даже в описании  пасхального  Стального яйца 1916 года, Франц Бирбаум в своих мемуарах допускает ошибку. Он пишет» что яйцо размещено на трех снарядах, тогда как в действительности – на четырех.
6. Когда будут найдены  документы по аресту Агафона Фаберже осенью 1924 года, то будет  выявлена  Опись изъятых вещей и  указания на передачу каких-то  вещей в Музей камня (он же -  Минералогический имени  академика А.Е.Ферсмана).


                Х              Х             Х

Архив Татьяны Фаберже (Женева)
Выписал В.В.Скурлов

Из письма Г.Ч. Бэйнбриджа Евгению Фаберже от 13.03.1934 г.

«…Я помню, что ПОСЛЕДНЕЕ яйцо было сделано в 1914 г., и в нем в качестве сюрприза было 5 миниатюр».
ПРИМЕЧАНИЕ В.В.Скурлова.  Ошибка биографа. Речь идет о яйце «Красный Крест» с пятью портретами сестер милосердия, 1915 года. Конечно, это не последнее яйцо. Было еще два яйца в 1916 году и два в 1917 году, о которых Бэйнбридж, будучи в Лондоне, ничего не знал.


Из письма Бэйнбриджа Евгению Фаберже.
10 марта 1935 г.

«…Кстати, помните ли Вы ПОСЛЕДНЕЕ яйцо (выделено Бэйнбриджем – В.С.), поднесенное царице. Каким оно было, то яйцо, которое Вам РАЗРЕШИЛИ ДОСТАВИТЬ (выделено нами – В.С.) в 1917 году. Возможно, оно было также из (материала), как яйцо 1916 года».

КОММЕНТАРИЙ    В.В. Скурлова. Здесь впервые указано на то, что в 1917 году яйцо (какое?  какие?) РАЗРЕШИЛИ доставить царю.
Есть счет на оплату царем яйца из карельской березы со Слоником в качестве сюрприза.


Из письма Франца Бирбаума Евгению Фаберже.

Апрель 1939 г.

….На днях приходил ко мне один американец, антиквар, который скупил несколько императорских пасхальных яиц. Спрашивал меня о нескольких подробностях. Между прочим,  о содержимом последнего яйца (стальной на снарядах). Я тотчас не мог вспомнить, но теперь кажется, что внутри была продолговатая миниатюра, изображающая Императора Николая II и наследника на передовых позициях, так ли это? Если так, то сообщите ему при случае. (…)
Интересно было составить точный список царских яиц с их описанием, но это ужасно трудно и пришлось бы сравнить память о них у Вас, у меня и у разных лиц.

хххххххххххх

АРХИВ Российской Академии Наук (Москва).
Ф.544 (академик  А.Е.Ферсман), оп.8, д.488.
Выписано Скурловым В.В. 1 февраля 1990 г.

Письмо Марии Алексеевны Фаберже, жены Агафона Карловича Фаберже, академику Ферсману.

26. XII. 24.
        Многоуважаемый
Александр Евгениевич!
Подпись на выдаваемой Вами мне доверенности в Уголовный розыск должна быть засвидетельствована местом Вашей службы, ввиду чего прошу не отказать в любезных Ваших распоряжениях.
Очень извиняюсь за беспокойство.
С уважением М.Фаберже (подлинная подпись).

Примечание:
В  сентябре 1924 г.  Агафон Карлович Фаберже был арестован и содержался в тюрьме ленинградской ЧК по май 1925 гг. В декабре 1924 г. Мария Алексеевна Фаберже (урожденная Борзова), втора жена Агафона Карловича, почему-то просит у акад. А.Е. Ферсмана доверенность для предъявления в Уголовный розыск.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Письмо Агафона Карловича Фаберже академику Ферсману.

      15 окт. 25.

         Многоуважаемый
Александр Евгениевич,

Долгое время я пытался к вам дозвониться по телефону в разное время. Но очевидно Ваш аппарат для вызова не устроен.
     Мне обязательно нужно Вас видеть и с вами переговорить по разным делам.
     Не откажите, пожалуйста, в любезности дать мне знать, когда и где Вы пожелали бы мне уделить на это некоторое время.
    Примите дружеский поклон от
    Уважающего Вас
    Аг. К. Фаберже (подлинная подпись)
Тел. 241-32.
Мойка 31 кв.12
Уг. Зимней канавки.

Янв.1926.
        Многоуважаемый
    Александр Евгениевич,
     На днях я узнал от Серг. Ник. Тройницкого, что Вы настолько оправились после своей болезни, что даже недавно посетили Эрмитаж.
     Очень обрадовало меня это известие и я не теряю надежду, что мне удастся Вас повидать после столь долгого перерыва, ибо я должен ас кое что спросить, а посему и Вас видеть.
    Письмо мое, копию которого я здесь прилагаю и которое я лично передал у Вас на квартире 15 октября пр. г. (прошлого  1925 года – В.С.), очевидно затерялось, иначе я не могу себе пояснить Ваше молчание.
    Примите привет и лучшие пожелания на Новый год от уважающего Вас
        Аг. К. Фаберже (подлинная подпись).

КОММЕНТАРИЙ.

Агафон Фаберже хотел встретиться с академиком А.Е.Ферсманом по поводу коллекции, изъятой у него на квартире. Наконец, 26 марта 1926 года А.Е.Ферсман отвечает Агафону, что ряд вещей передан в Музей камня, а ЧАСЫ СИНЕГО СТЕКЛА переданы в Фондовый отдел, где обезличены. Смотри письмо акад. А.Е.Ферсмана в «Антикварном Обозрении», № 4, 2004.

4 июня 2005 г. Ответ А.И. Иванова на вопросы В.В. Скурлова.

№ 1. В как объяснить, что в Минералогическом музее им. Акад.  Ферсмана они обнаружили эту лампу только 1,5 года назад? Наше яйцо приобретено за рубежом. О нем я знал еще в 1993 году. Сказал об этом Скурлову и Татьяне Фаберже в 1996 году, когда они были в Америке. Тогда об этом яйце никто не слышал. И Валентин и Татьяна мне тогда сказали, что стеклянного шара на работе Фаберже быть не может. Однако через неделю мне позвонил Скурлов и Сказал, что Татьяна обнаружила у себя письмо, подтверждающее, что шар у этого яйца был синего стекла. Яйцо до покупки находилось в частных руках и владельцы даже не подозревали, чем они владели. Видимо, после конфискации у Агафона, это яйцо было продано через Торгсин за рубеж. Во всяком случае, Ферсман на 100 % знал, что оно предназначалось царю. Поэтому он увиливал почти год от встречи с Агафон. Возможен вариант, что Агафон все же разыскал это яйцо и вывез вместе с фигурками за рубеж. Тем более, что по закону ему его обязаны были вернуть. Неясен вопро и с коллекцией камней в Минералогическом музее. Поскольку Агафон их не дарил, значит Ферсман передал их туда незаконно, рассчитывая что из ЧК Агафон уже не вернется.

2. Атлас и эскиза находились у нас еще в 1998 году. Эскизы льва очень похожи на фото льва, которое находится в Минералогическом музее им. акад. Ферсмана. Где они находились до этого – не знаю. Атлас на 100 % принадлежал Агафону. Там его печать + печать места, где Агафон работал до побега + слабовидимая печать фирмы Фаберже.

3. Основное доказательство – передача в Минералогический музей им. акад. Ферсмана и опись как деталей от лампы. Дата – 1914 год. Ферсман знал, что часы из синего стекла с золотым циферблатом – незаконченное пасхальное Императорское яйцо, и естественно не мог об этом упомянуть.

4. Революция случилось в феврале 1917 года. Пасха было 2 апреля. То есть, фактически до вручения яйца царю оставался месяц. Вопрос – можно ли из деталей, которые в Минералогическом музее им. акад. Ферсмана за такое время изготовить полноценное Императорское пасхальное яйцо Фаберже? Конечно, нет.

5. Есть эскиз этого яйца – совпадают ли детали от лампы в Минералогическом музее им. акад.  Ферсмана с эскизом – не совпадают даже приблизительно.

6. Стекло в Минералогическом музее им. акад. Ферсмана отгравировано созвездиями. Возникает вопрос – почему созвездия только в верхней части и их нет на второй половине, как это указано в эскизе? Почему созвездие льва не выделено ? Опять же расхождение с письмом, где сказано, что на шаре выгравировано созвездие льва, но не атлас всего полушария.

7. Работа со стеклом должна была быть закончена после гравировки созвездия. Тогда почему на лампе уже есть гравированный атлас, но внутри половинки шара не выбраны под механизм? Если предположить, что должна была быть произведена внутренняя выборка под механизм, то очевидно, что при этой операции будет повреждена внешняя уже гравированная сторона.

8. Подпись Фаберже заклеена скотчем, чтобы ее не повредить. Вопрос – за 70 лет неужели карандашная подпись не стерлась бы? Тем более, что дно лампы все ободрано? Значит подпись появилась позднее. Скотч начал выпускаться в 1980-х годах. В СССР появился и был дефицитом 1982-1983 гг. Даже если предположить, что подпись была заклеена в 1982 году, все равно она неминуемо от этого стерлась бы.
Иванов и еще два человека видели эту лампу в 1998 году. Тогда никакой подписи не было. На вопрос – почему Вы считаете, что это работа Фаберже, Чистякова сказала, что в описях она проходит у них как детали от лампы работы Фаберже.

9. На лампе имеются якобы карандашные метки мест для крепления серебряных фигурок. Вопрос – а разве облака уже окончательно доделаны? Любой начинающий ювелир знает, что крепятся фигурки на уже готовый отполированный предмет, иначе они затем будут мешать полировке. В нашем случае облака грубо отполированы и требуют значительной доработки. Тогда зачем там отмечать места крепления фигурок?

10. Облака имеют сквозное просверленное отверстие большого диаметра. Вопрос – для чего оно сделано? Если для крепления полу сферы – нонсенс. Полусфера не может крепиться одним болтом даже толстого диаметра. Болтов или штырей должно быть два, чтобы сфера не прокручивалась. Сфера – стекло, поэтому она не допускает сильных нагрузок – вывинчивания, иначе она треснет. А вот как раз, если сферу закрепить двумя штырями, а в сквозное отверстие вставить трубку, через которую протянуть шнур для лампочки, тогда становится ясно, для чего проделано это отверстие.


11. Как объяснить позднюю доделку на «яйце», которая скрывает сквозное отверстие и не дает возможности увидеть, что полости внутри двух сфер не выбраны? Для чего это сделано? Ведь необходимости в этом нет никакой? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий