воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Придворный фабрикант мебели Николай СВИРСКИЙ.


Валентин Скурлов, 2005. Письмо в журнал АНТИКВАРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ.

В статье «Петербургская мебель. Архитектор Набоков и придворный фабрикант Свирский» (журнал «Антикварное Обозрение» № 4/13, 2004) нами была допущена ошибка. Статью о Николае Свирском в журнале «Пинакотека» в № 6/7, 1998 г. написала не «Наталия Ильина», а Наталия Гусева. Приносим извинения автору.
Наталия Гусева отмечает, что остались неизвестными причины, по которым фабрикант Свирский закрыл свое производство. Нам удалось найти архивный документ, позволяющий прояснить этот вопрос (РГИА, Фонд 472).
6 марта 1906 года на имя его императорского величества было подано следующее прошение:
     «Не осудите меня за ту великую смелость, которую я позволяю себе, дерзая прибегнуть в Вашему милосердию: грустные обстоятельства последнего времени во всем фабрично-заводском мире, привели к окончательному разорению мое и без того расшатанное дело, и в настоящий момент оно должно неминуемо погибнуть, несмотря на мои отчаянные усилия спасти его, - на будущей неделе мое имущество назначено на продажу по претензиям мелких кредиторов. Мне теперь осталось одно последнее средство спасения, это прибегнуть к Вашему, Государь, милосердию. Мое дело может спасти небольшая сумма денег, а именно 35 тысяч рублей, которые дадут мне возможность удовлетворить кредиторов и тотчас же преобразовать мое дело в акционерное общество, устав которого уже утвержден Вашим Величеством 13-го ноября 1905 года. Мое мебельное дело основано мною 25 лет тому назад и все это время я, всеми силами, стремился к усовершенствованию этой отрасли промышленности, внеся в нее много новых элементов. Уже с 1887 года я удостоился чести стать поставщиком Двора вашего Величества; мои все работы, исполненные как для Высочайшего Двора, так и для Русского Флота хорошо известны и удостаивались неоднократного одобрения Вашего Величества; поэтому я и дерзаю умолять Вас, Государь, не дать погибнуть моему делу, разрешить отпустить мне просимую мною сумму,  виде ссуды, каковую я буду иметь возможность возвратить в течение семилетнего периода.
      Вашего Императорского Величества верноподданный дворянин Николай Свирский.
23 февраля 1906 г.
Большая Конюшенная, д. № 1.
Виза: «Высочайше повелено передать Управляющему Министерством Императорского Двора для доклада его Императорскому Величеству. Царское Село, 9 марта 1906 г».
Министерство Двора направляет письмо морскому министру:
«…Имея в виду, что заказов, собственно для надобностей Высочайшего Двора, Свирским почти не исполняется в последнее время и, что, насколько известно, он главным образом производит работы для Императорских яхт… Не признаете ли Вы возможным осуществления его ходатайства выдачею просимой им ссуды, из сумм вверенного Вам Министерства».
Морской министр вице-адмирал А. Бирилев отвечал 9 апреля, что «…и для Морского Министерства никаких работ дворянином Свирским за последнее время не исполняется, и притом в смете Министерства не имеется кредита, из которого могла бы быть выдана просимая им ссуда».
12 апреля министр Императорского двора барон Фредерикс решил: «оставить прошение без последствий». При этом отмечалось, что  последние работы производились Свирским при устройстве помещений Их Величеств в Зимнем дворце в 1893-1894 гг.
«Так проходит земная слава». Наглядный пример  неблагодарности  царской администрации талантливому русскому мебельщику. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий