четверг, 31 декабря 2015 г.

"Праздник как повод для подарка и ювелирное изделие как причина для праздника".

СКУРЛОВ  В.В., кандидат искусствоведения (Санкт – Петербург).
Конференция по исторической психологии. 14 декабря 2015 гг. Руководитель проекта проф. С.Н. Полторак.
"Праздник как повод для подарка и ювелирное изделие как причина для праздника".
             Ювелиры и праздник – категории совместные и близкие по взаимодействию. Мы говорим «ювелирное искусство», подразумеваем «праздник», говорим «праздник», вспоминаем про «ювелира». Некоторые называют ювелирную отрасль индустрией красоты, Правильно было бы назвать ее также «праздничной индустрией».  В условиях превышения  предложения ювелирных подарков над спросом, необходимо научное изучение потребностей, изучение «Теории праздника», причин и поводов для праздника.  Количество праздников в Российской империи на самом деле, даже превышало  нынешнюю ситуацию. Выходных по поводу праздника – не меньше, чем сейчас. Помимо дня рождения, население повсеместно отмечало еще «день Ангела», то есть день крещения. Особенности  проведения  и ситуация религиозных праздников для разных конфессий  также требовали изучения ювелирами  специфического спроса на религиозные праздничные ювелирные предметы. Особое направление в деятельности фирмы Фаберже составляло изготовление  знаков и жетонов  к праздникам. Этим занималась мастерская А. Тилемана, численностью 50 чел., четверть всего контингента Петербургского отделения. Праздники в других государствах, день рождения глав монархических домов. Рождение Цесаревича как праздник, свадьба императора как праздник. Коронация как праздник.
Авторы классических трудов по истории фирмы Фаберже: Франц Бирбаум (главный мастер фирмы), Г.Ч. Бэйнбридж (руководитель Лондонского магазина в 1906-1915). К.А. Сноуман (английский искусствовед) неоднократно касались темы праздника  в  деятельности фирмы Фаберже.
Франц Бирбаум перечисляет клиентов фирмы, среди которых обращает внимание на подготовку праздничных подарков для императорской семьи. Всего для Императорского дома фирма исполнила не менее 10 % всех изделий, то есть,  порядка 30 000. Во времена двух последних царствований вдвое больше ежегодной нормы подарочных изделий выдавалось  из Кабинета его величества в качестве «подарков – наград» во время коронаций (1883 и 1896 гг.), рождения наследника (1904 г.), 300-летия Дома Романовых.  Большие заботы по изготовлению праздничной продукции возникали в случае праздников в других государствах, дружественных Российской монархии, например дни рождений или коронации Естественно, много подарков исполнялось ювелирными фирмами по поводу свадеб членов Императорской семьи, но также и юбилеев. 25-летие («Серебряная свадьба» императора Александра и императрицы Марии Федоровны отмечались как грандиозный праздник для всех подданных, а фирма Фаберже создала настоящие шедевры, в частности знаменитые Часы с 25-ю амурами (подарены  Президентов России Государственному Эрмитажу в декабре 2014 г.), Дипломатические визиты в другие государства также требовали подготовки подарков, поскольку у гостей визит монарха рассматривался как праздник.
Следующей большой группой были полки, гвардия и моряки. На   рубеж XIXXX вв. пришлось много юбилеев полков (100, 150 и 200 лет). По этому поводу устраивались грандиозные праздники.  Также каждый полк устраивал ежегодные полковые праздники, которые отмечались поднесением подарков в офицерское собрание.  По поводу выхода в отставку также устраивались праздники, и офицер оставлял в Офицерском собрании или кают – компании памятный ковш или чарку. В те же года широко отмечались юбилейные даты создания министерств и ведомств, исполнялись различные знаки и жетоны.
Г.Ч. Бэйнбридж говорил о сложной психологической задаче, связанной с выбором праздничного подарка и так  описал ситуацию: «Фаберже решил проблему подарка. Если Вы в последнюю секунду вспомнили, что нужен подарок, то поезжайте к Фаберже, там Вы найдете подарок от 5 рублей до 100 000 руб.».
Журналист берет интервью ву Карла Фаберже  журнал («Столица и усадьба». 1914. № 2. С.-Петербург. С. 13—14):
«Фабер­же является постоянным поставщиком государя и почти всех дворов, он испол­няет заказы американских миллиардеров, английских богачей; на днях выполнялся заказ сиамского короля.
— Понятно, если сравнивать с моим делом такие фирмы, как «Тиффани», «Бушерон», «Картье», то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня... У них можно найти готовое колье в 1 500 000 рублей... Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов, — говорил мне старик Фаберже.
Между прочим, Фаберже делает такие вещицы: стакан, наполовину напол­ненный водой; все из удивительно чистого хрусталя, полное впечатление воды. В стакан вставляется веточка только что расцветшей яблони. Все листья и лепесточки цветов, все сплошь из камня: листья из нефрита, лепестки из мрамора и т. д. Такая вещичка стоит около 2000 руб., уронить ее на пол — ничего не останется. Издали полная иллюзия свежесорванной ветки яблони в стакане воды.
—  Кто покупает такие вещи? Ведь это брошенные деньги!
— Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг, да иногда и неудобно дарить драгоценности, а такая вещица подходит».
В мемуарах дочери руководителя московской ювелирной мастерской  фт=ирмы Фаберже Лидии Артуровны Миткевич есть интересные пассаж по поводу праздника ремесленнков, т.н. «Юрьева дня», который считался  традиционным праздником и отмечался ежегодно:. «В августе был день, в который отмечалось начало нового рабочего года. На фабрику привозили икону Иверской Божьей Матери, покровительницы деловой Москвы, и служили молебен. Затем работникам и мастерам отпускались деньги для посещения ближайшего питейного заведе­ния, а администрация фабрики и сотрудники магазина отправлялись в откры­тых колясках в ресторан «Яр». Семьи в кутежах, разумеется, участия не прини­мали. Фабрика в это время, как, впрочем, и всегда была под надежной охра­ной. Или о подарках балерине Зинаиде Гельцер: Однажды — мне было лет двенадцать — я поднялась на четвертый этаж в кабинет отца, чтобы позвонить подруге.  На столе отца лежали вещи, приготовленные к отправке в магазин. Это были роскошные ожерелье и диадема с бриллиантами и изумрудами. Увидев эти изделия, я от восхищения тотчас забыла, зачем пришла сюда, и стояла несколь­ко минут, любуясь и восторгаясь. Позже я узнала, что это были подарки для известной балерины Гельцер, заказанные поклонниками к ее бенефису. Изумру­ды были выбраны для нее не случайно. У балерины были красивые рыжие волосы, и зеленый цвет камней, безусловно, был ей очень к лицу.
По Инструкции ТОРГСИН (1933 г.) подлежали отбору для продажи через А.О. «Антиквариат» за рубеж: «Всякие золотые вещи, принадлежавшие членам царской и великокняжес­кой семьи или подаренные ими разным лицам. Такие предметы должны иметь или соответствующие гравированные надписи, или царскую или великокняжес­кую корону с монограммой под нею, или герб бывшей Российской империи в виде двуглавого орла, или вставленные портреты лиц царской фамилии».
Резюмируя, следует отметить , что изучение исторической психологии, дает массу практических приложений для функционирования  современной подарочной индустрии, к которой принадлежит ювелирная отрасль.


Комментариев нет:

Отправить комментарий