четверг, 1 сентября 2016 г.

Васильева Нина Нвановна (р.п. Чердаклы, Ульяновской области), Валентин Васильевич Скурлов (Санкт – Петербург).

 «Василий Зуев – художник – миниатюрист фирмы Фаберже»
23 декабря 2015 года в р.п. Чердаклы Ульяновской области состоялось открытие Музея Василия Ивановича  Зуева (1870 – 1941), художника – миниатюриста фирмы Фаберже и Кабинета Его Императорского Величества.  Музей открыт в районном Центре дополнительного образования детей, руководитель которого Терехина Лариса Александровна. В проекте принял самое активное участие благочинный Чердаклинского округа, протоиерей отец Олег (Олег Беляев).
Состоялась презентация книги   «Василий Зуев – художник – миниатюрист фирмы Фаберже».  Авторы:  Нина Ивановна Васильева, литератор,  чердаклинский краевед и Валентин Васильевич Скурлов, кандидат искусствоведения, историк ювелирного искусства (Санкт – Петербург).
Книга рассказывает о жизни придворного художника – миниатюриста В.И. Зуева, талант которого до сих пор не оценен по достоинству, и о его родственниках, свято сохраняющих историю своего рода.
Миниатюры Василия Зуева находятся в 12-ти императорских пасхальных яйцах фирмы Фаберже, работы с изображением царствующих особ являются произведениями искусства высочайшего уровня. Два таких пасхальных яйца  находятся в коллекции Музея Фаберже в Петербурге. В Яйце 1911 года *15 лет Коронации* 16 миниатюр, в том числе 7 портретов членов царской семьи.  Больше только в пасхальном Яйце 1913 года из Оружейной палаты,  где 18 миниатюр – портретов царей династии Романовых. А всего в Императорских пасхальных Яйцах Зуев исполнил 70 миниатюр.
Василий Зуев родился в небогатой семье симбирского мещанина, где было 10 человек детей. Обучался в Самарском реальном училище. Его способности к рисованию заметил самарский губернатор А.Д. Свербеев и отправил юношу учиться в Петербург. В Центральном училище технического рисования бар. Штиглица Зуев учился 8 лет, с 1887 по 1895 гг., окончил в отличием. Три ученических работы хранятся до сих пор в музее Академии им. Штиглица. После окончания Училища художник получил право на пенсионерскую поездку на два года в Париж. Затем работал  дизайнером на фабрике электрической арматуры Штанге,  служил два года в лейб - гвардии Егерском полку и после службы в 1901 году поступил на обучение в Императорскую Академию художеств. Но проучившись полтора года, забрал документы. В это время, в 1902 году происходит его знакомство с Карлом Фаберже,  в фирме которого работали многие выпускники Училища бар. Штиглица, в том числе Клара Цейдлер и Ян Либерг, с которыми он учился одновременно.  Первые акварельные миниатюрные портреты работы В.И.Зуева в рамках,  от фирмы Фаберже относятся к 1902 году. В том же году Зуев получил очень ответственный заказ на изготовление двух миниатюр для Императорского пасхального яйца *Медный Всадник*, врученное Императрице Александре Федоровне  на Пасху 1903 года,  а также двух портретных миниатюр родителей вдовствующей Императрицы Марии Федоровны,  которые стали сюрпризом для другого Императорского пасхального яйца 1903 года *Король Христиан IX и королева Луиза*.
В феврале 1904 года, на выставке в Училище бар. Штиглица Император Николай II обратил внимание на миниатюру – портрет своей матери, Императрицы Марии Федоровны и приказал разыскать художника. Впредь Император приказал рисовать  миниатюрные портреты,  свои и Императриц, для табакерок, настольных и нагрудных медальонов, статс-дамских знаков и портсигаров,  по заказам  Кабинета Его Величества – только Василию Зуеву. Что художник с успехом и делал вплоть до лета 1917 года. Точное количество миниатюр, исполненных Василием Зуевым, еще предстоит подсчитать и составить каталог – резонне,  только для Кабинета Е.В. он исполнил их более 100 миниатюр и заработал не менее 20 000 руб.  Выполнял также заказы великого князя Николая Михайловича на копирование миниатюр французских художников рубежа XVIII - XIX вв.,  коллекционеры считали их подлинными.  Выполнял заказы других членов Императорской фамилии,  а также представителей богатейшей буржуазии, таких как Эммануил Нобель и Макс Нейшеллер. 
В 1904 – 1908 гг. художник служит учителем рисования в Императорском Александровском лицее, имеет чин титулярного советника, что соответствует IX классу в Табели о рангах и званию штабс-капитана и давало личное дворянство. В конце 1904 года художника призывают в Действующую армию, он служит в военном госпитале в Омске, но по личному приказу Императрицы Александры Федоровны в марте 1905 года его возвращают в Петербург, для исполнения новых миниатюр. Художник живет в доме своего покровителя, теперь уже сенатора А.Д. Свербеева на Фурштадской улице, 20. По воспоминаниям племянника Свербеева князя Голицына,  Василий Зуев экспериментирует на кухне с эмалевыми миниатюрами. Эти миниатюры с изображением английских и петербургских дворцов используются с шкатулках и коробках фирмы Фаберже. Еще молодого Голицына поразили миниатюры – портреты размером с ноготь. Такие миниатюры вставляли в *кабинетские* перстни с портретом Императора.
В мае 1917 года умирает А.Д. Свербеев,  Зуев покидает квартиру с мастерской на Фурштадской, у него собственная квартира в новом доме на Знаменской улице, 53., но жить в ней не довелось.  Он едет улаживать личные дела на родину, в предместье Симбирска Чердаклы,  но застревает там на долгие 24 года, вплоть до самой смерти в июле 1941-го, через месяц после начала Великой Отечественной войны. Об этом периоде жизни художника мало известно. В Художественном музее Ульяновска хранится миниатюра, (акварель по слоновой кости) портрет молодой девушки, Е.А. Гребенщиковой. У дальних родственников сохранилось несколько акварельных работ. В августе 1931 года художник арестован по ложному доносу, за *контр-революционную агитацию*. Каким-то чудом его освобождают в январе 1932 года. Художника обвиняли в том,  что у него на счете в банке до революции было 50 000 руб.,  а в 1912-1914 гг. он владел 2000 десятин земли,  то есть был *помещиком*.  Спрашивали, зачем в 1924 году Зуев ездил в Ленинград и за что ему пересылали деньги из Финского генерального консульства. Это был гонорар за исполнение миниатюрных портретов матери Нобеля, последний  заказ 1917 года.  Действительно,  Василий Зуев хорошо зарабатывал, как все художники у Фаберже. Если в 1904 году он брал за миниатюру 150 руб., то в 1916 году уже 300 руб. В телеграммах Кабинету он просит переслать деньги в Сухуми, где работал и одновременно поправлял здоровье.
Симбирский художник навсегда вписал свое имя в историю искусства ХХ века. Он обладал изумительной чуткостью к гармонии, соразмерности, способности передавать в каждой созданной миниатюре ощущение полноты человеческой жизни.



Нина Ивановна Васильева н Валентин Василевич Скурлов - ваторы книги про Василия Зуева. 24 февраля 2016 г. Чердаклы, Ульяновской области.


Миниатюра,  работа Василия Зуева в Императорском Пасхальном яйце *Медный Всадник* Фирма Фаберже, 1903 год.


 Портрет Василия Зуева. Миниарюра художника Владимира Тихонова (Петербург). 2015.



Листы из личного дела студента Высшего Чвдожественного Училища Императорской Акадимии Художеств Василия Ивановича Зуева. - Российский государственный исторический архив.


Портрет - миниатюра Императрицы Александры Федоровны. Художник Василий Зуев. 1906 г. Акварель, слоновая кость. Павловский музей - заповедник.


Комментариев нет:

Отправить комментарий