пятница, 8 сентября 2017 г.

Памяти Даниила Александровича Гранина.

 
Уважаемый Сергей Николаевич, 

по свежим следам. 
(Я Пастернака , Доктора Живаго" не читал, но скажу).

Как раз я Гранина читал и хотя давно, но кое что помню. 

Прошу не судить за мнение одного из миллиона читателей Даниила Александровича.
В.В. Скурлов.
Что я помню про Даниила Гранина?
Конечно, я видел его на трибунах. Но близко знаком не был. Что удивительно, видел его в начале января 2017 года в Фонде Лихачева, где отмечался его день рождения. Даниил Александрович на костылях покидал помещение Фонда.
Как среднего уровня читатель, рабочий паренек, любящий литературу,  читал лет в 18-19 (это 1966-67 гг.) роман Гранина «Искатели» и роман «Иду на грозу». Помню про Ленэнерго. Поиски обрывов в сети. Гранин тогда работал в Ленэнерго. Язык романа легкий. Чувствовалось, что автор в теме. Особенно понравилось, что изобретение было востребовано в военном ведомстве. Ведь Ленинград тогда был городом военно-промышленного комплекса. Вообще, я подозреваю, что Даниил Гранин не слабо разбирается в научных проблемах. Недаром. Еще до войны закончил Политех и даже учился в аспирантуре
Я всегда думал, что Даниил Гранин младший брат писателя Юрия Германа (1910 – 1967). Меня даже разочаровало,  только сейчас узнал: оказывается, они однофамильцы.  Юрий Герман был мой кумир, как писатель. (Хотя слова «кумир» не люблю).  Его романы я читал еще в 5-м или 6-ом классе. «Семнадцатилетние» не очень мне интересны, помню роман любили девочки из женских школ (смешанные школы стали с 1955 года, когда я пошел в 1-ый класс),  но «Один год» мне нравилось, особенно про чекистов и работников НКВД: Иван Лапшин. Феликс Дзержинский, в чем сейчас мало кто признается,   был для меня примером для построения жизни. Образ Дзержинского сильно выписан Юрием Германом. Интересно, как контактировали Юрий Герман и Даниил Герман-Гранин в обычной и литературной жизни. Но герой Гранина Крылов также был моим примером. Он был ближе, понятней.
Читал «Блокадную книгу». Меня эта тема интересовала потому, что впервые    поставлен вопрос о количестве жертв блокады, близко к миллиону жертв. По официальной статистике нельзя было говорить больше чем о 650 000 погибших. Тема эта меня интересовала потому что мой дед и дядя погибли во время блокады. Кроме того,  я учился в Торговом институте, в аспирантуре я занимался подсчетами объемов блокадного продовольствия и тема «карточников» и «безкарточных» меня интересовала с чисто гносеологической точки зрения. Уже тогда я чувствовал и видел нестыковки. Считаю, что создание электронной   книги Списка жертв блокады является заслугой Гранина и Адамовича.
Гранин является автором крылатой фразы: « Великий город с областной судьбой». Эта фраза имеет многогранное применение и сейчас. Можно даже дать   тему сочинения для старшеклассников. Вопрос: почему такое стало возможно? Кто довел город до уровня «областного»?  Кто довел до такого снижения уровня и значения города. Вспоминается сразу Григорий Романов (1923-2008), с 1970 по 1983 – первый секретарь Ленинградского Обкома КПСС.  Четвертый Григорий в судьбе города, после Григория Потемкина (Таврический дворец), после Григория Распутина, после Григория Зиновьева. Григорий Романов незримо присутствовал в судьбе Даниила Гранина. Впрочем, почему незримо?  Известно неприятие «Блокадной книги» Григорием Романовым. Орден Ленина Гранин получил уже после того, как Григорий Романов покинул Ленинград. Вообще, награды к Даниилу Гранину пришли поздно и многие уже в новой России, после 1991 года.  К юбилею, к 65-летию – первый орден Ленина, к 70-летию – второй такой орден и звание Героя Социалистического труда. Обласкан писатель правителями новой России. После 1991 года. Все мыслимые награды и ордена. 
Читал я роман «Зубр», кто ж его   не читал. Все - таки, я в 1987 году был частью технической интеллигенции, зав. отделом в НИИ. Впечатление от книги:  прорыв. Мало еще кто знал про лагеря, кроме тех, кто читал Солженицына. Помню картину, как Тимофеева-Ресовского везли на санях в лагерь. Это был могучий физически человек. Читал я и про проф. Любищева, который запомнился фантастической внутренней потребностью все подробно записывать. На дневник тратил,   кажется,  несколько часов в день в течение нескольких десятилетий. Но стал ли от этого великим ученым? Не погряз ли в мелочах? Является ли Любищев примером для подражания.  Нет – не пример.
Интересно взаимоотношение Гранина и Лихачева. Это после смерти они рядом, на кладбище в Комарово. Где была дача у Гранина? Тоже в Комарово? Где писательские дачи, где жила Ахматова?
Судьба самого Гранина очень интересна, хотя бы потому, что он прожил много лет. 98 лет. Для писателя это чрезвычайно много, потому что он видит иначе как мы, много помнит и замечает мелочей. Много и даже для простого человека 98 лет. Шутка ли – ровесник Великой революции.  Интересно, сможем ли мы так много прожить и какими будем в глазах своих современников, если кто доживет и в глазах молодого поколения.
Из последнего, что читал, это мемуары Гранина  — «Причуды моей памяти» (2009). Мне, как историку Петербурга и краеведу, очень интересны подробности о повседневной, обывательской жизни довоенного Ленинграда.
Здесь вижу Гранина наследником Льва Успенского с его «Записками старого петербуржца».
Мне близок и интересен Даниил Гранин, потому что я ему верю. Даже если это писательская фантазия. Не говоря уже о зоркости писателя и точном изложении фактов. Потому что напоминают судьбу моего отца. Ведь мой отец тоже работал, как и Гранин на Кировской заводе, тоже был на Лужском рубеже в составе дивизии народного ополчения Кировского района, командиром роты ополченцев.  Из 200 человек роты осталось в живых человек 15. А вдруг Гранин и Василий Скурлов были знакомы?  Как верно пишет Гранин, он сам пришел с передовой и его чуть не расстреляли. и это как будто судьба моего отца, который сам пришел из-под Луги в Ленинград в сентябре 1941 года, привел с собой остатки разбитой роты. Из 200 чел осталось чуть более десятка. Особисты сорвали с него три ромба старшего лейтенанта и разорвали партбилет: «Ты предатель, завербован». Жуков, принявший командование фронтом, вместо Ворошилова. приказал расстреливать отступающих красноармейцев, с целью повышения дисциплины.   Спас моего отца его отец, мой дед, который работал в отделе снабжения на том же Кировскоом заводе. Отец имел бронь, как металлург.  Дальше он служил в Челябинске, на Кировском заводе.
Интересно, что мой тесть (1916-2008) тоже учился в Электротехническом институт, который закончил в 1941 году. Возможно, он знал Гранина.  В Электротехническом институте училась в 1939-1940 гг. один год моя мама, Хабазова Елена Платоновна (1922 – 1979). Но осенью 1940 г. она перевелась на обучение в Колпинский металлургический техникум, поскольку тяжело было ездить ежедневно в Ленинград. Мама рассказывала, что в Электротехническом институте учился с ними, на одном потоке и Виктор Набутов (1917 – 1973), уже тогда известный спортсмен, мастер спорта. Набутов окончил Электротехнический институт в 1940 г. Значит и Гранин знал Набутова, кто же его не знал в Ленинграде.
Вот почему мне близок Даниил Гранин, почему я ему верю. Странно, пишешь о писателе, но на самом деле пишешь о себе (любимом). Вот так же и Ваша статья. Я много узнал именно о Вас, Сергей Николаевич.
Судьба Даниила Гранина, «почетного петербуржца» (по заслугам!), Ваша судьба, судьба моей семьи – неразрывно связаны с Петербургом – Ленинградом и всей страной. Даже сейчас. Занимаясь Ульяновском – Симбирском, в связи с судьбой Василия Зуева, Ленина и Керенского, вдруг узнал, что в Ульяновском танковом училище был в 1942 г. Даниил Гранин. Как раз послезавтра еду в Ульяновск. Вот будут удивлены краеведы, которые не очень знают (и не очень хотят знать),   что и академик Сахаров родом из Ульяновска-Симбирска. Вот еще одна взаимосвязь Симбирска-Ульяновска-Ленинграда-Петербурга. Тысячи нитей связывают Гранина с Россией.
Гранин – это великая личность   Ленинграда XX века. Не сомневаюсь, что мы многое еще узнаем, поскольку при живом Гранине многое опускалось, а теперь все можно писать. Лучше сразу, пока еще живы люди, его знавшие, как Вы, уважаемый Сергей Николаевич.

Комментариев нет:

Отправить комментарий