среда, 18 октября 2017 г.

Эммануил НОБЕЛЬ - друг и лучший клиент Карла Фаберже.

Эммануил НОБЕЛЬ -  друг и лучший клиент Карла Фаберже.
К 150-летию со дня рождения Эммануила Людвиговича Нобеля (1859-1932).
В.В. Скурлов. Статья 2009.


      В главе «Частные заказы» своих знаменитых записок по истории фирмы Фаберже, главный мастер Франц Бирбаум констатирует переход после 1905 года к новой клиентуре:
      «В последнее десятилетие большое значение приобрела клиентура из финансового и торгового мира: короли биржи, сахара, нефти и др. Нужно сказать, что с ними было несравненно легче и приятнее работать. Почти всегда одарённые практическим умом, они не претендовали на художественную инициативу, не наваязывали нам своих идей и проектов. Они полагали, не без основания, что художник такой же специалист, как инженер или бухгалтер, и указка может только повредить. Очень часто, когда речь шла о подарке, они даже не определяли предмета. Назначали лишь предельную его стоимость и указывали лицо, которому подарок назначался, и по какому случаю он подносился. При таких условиях художник творил свободно, что очень цено, а затем чувствовал, что несёт полную ответсвенность за творимое, что не менее важно.
     Один из нефтяных королей – Э.Нобель отличался особой щедростью на подарки, иной раз казалось, что это главное его занятие и удовольствие. В мастерских всегда находились в работе несколько его заказов, и он время от времени приходил их осматривать. Часто бывало, что своё назначение подарок получал лишь по окончании работы. При ликвидации мастерских некоторые из его заказов так и остались незаконченными. Из его многочисленных заказов можно упомянуть большие каминные часы (репродукция из камня Храма огнепоклонников). Огни на угловых башнях изображены были полыми кусками родонита в виде пламени, внутри снабжены электрическими лампочками. Храм покоится на скале, у подножия которой помещались горельефные аллегорические фигуры торговли и промышленности. Часы эти были исполнены по рисунку художника Е.Якобсона . Большая ваза из родонита, поддерживаемая двумя фигурками стольников в костюмах времён Алексея Михайловича (местонахождение и изображение неизвестны – В.С.).  Круглый нефритовый стол с кариатидами – из серебра в стиле Ампир. Последние две вещи по моим рисункам.
      Большой любитель золотых работ, он питал особое пристрастие к эмалям: для некоторых его заказов были исполнены исключительной величины живописные эмалевые работы про золоту (местонахождение и изображение неизвестны – В.С.)»

     Первый биограф Карла Фаберже Генри Ч. Бэйнбридж вспоминает:
     « В качестве примера искуссства Фаберже я могу упомянуть ювелирные украшения, изготовленные по заказу д-ра Эммануила Нобеля, нефтяного короля из Стокгольма, племянника Альфреда Нобеля – учредителя Нобелевской премии. Он был человеком, для которого юбилей или годовщина его директоров и штата ничего не значила, если  не сопровождались памятными подарками «от Фаберже». Он был человеком весьма оригинальных идей, как многие другие знатные клиенты Фаберже: голландец Анри Ван Гильсе фан дер Пальс и его сводный брат Макс Отмар Нейшеллер из Швейцарии.
Для д-ра Нобеля званый обед не был обедом, если представленные на нём дамы не были должным образом. Как-то раз, желая напомнить о русской зиме, он решил напомнить о русской зиме, он решил подарить всем дамам по «сосульке».  Фаберже исполнил эту идею в виде брошей и кулонов из горного хрусталя с матовой поверхностью, усыпанной мелкими бриллиантами, имитирующими морозные узоры».
        К числу выдающихся произведений, исполненных для Э.Нобеля, кроме вышеперечисленных, можно отметить пасхальное яйцо, которое так и называется «Нобельское» и серию камнерезных фигурок «Русские типы», которые Франц Бирбаум называл «человеческим фигурками». Из почти 70 фигурок, исполненных фирмой, 22 принадлежали императору Николаю II  и примерно столько же Эммануилу Нобелю.      Очевидно, именно Нобелю принадлежит идея серии «городских типов», поскольку большинство из известных «типов» происходят из его коллекции.

(«АРХИВ» исполнить в особой рамке).

                                АРХИВ.
          Письмо Эммануила Нобеля Хакцелю.

                            Уважаемый господин министр.
        Некоторое время назад я писал Вам, господин министр, побужданмый к этому нашим общим знакомым господином Агафоном Фаберже. Указанием был платёж за издержки художнику господину Зуеву и при этом я обращался с просьбой о дружеском содействии в присылке мне небольшой статуэтки, которая уже стала моей,  другим путём, и переслать её при дружеском посредничестве.
       Кроме того, я хотел бы ещё раз побеспокоить Ваше превосходительство новым делом, очень интересующим меня. Один из моих знакомых в Ленинграде господин Форемни, Предтеченская улица, 55, владел некоторыми из принадлежащих мне статуэток, но был арестован до того, как успел передать их в Финский консулат в Петрограде или посольство или миссии в Москве с просьбой переслать их мне сюда в Стокгольм или в Кирьола – имение под Выборгом.
                      ПРИМЕЧАНИЯ.
      Архивный документ предоставил для публикации  доктор исторических наук А.И.Рупасов (Институт истории  РАН, СПб). Письмо находится в Архиве государственной полийии Финляндии.
      Письмо написано Эммануилом Нобелем послу Финляндии в 1924 году г-ну Хпкцелю, впоследствии министру иностроанных дел и премьер-министру Финляндии. Хакцель – один из лучших друзей Агафона Карловича Фаберже, помог ему устроиться в Финляндди после побега Агафона Фаберже с семьёй в декабре 1927 г.
Василий Зуев, художник-миниатюрист (1870-после 1931). После 1917 г. выехал на родину в город Чердаклы. Очевидно, Нобель хотел вернуть долг Василию Зуеву за выполненные до 1917 года миниатюры.
Э. Нобель просит прислать ему «статуэтки». Очевидно, это те самые каменные «человеческие фигурки» из серии «Русские типы», которые исполнялись на каменной фабрике Карла Фаберже на Английском проспекте и которые, как пишет Франц Бирбаум, «так и остались незаконченными при ликвидации мастерских».

Форемни – это управляющий домом на Невском проспекте, 11. Дом принадлежал А.Трейьергу, дочь которого Лидия была замужем за Агафоном Карловичем Фаберже. Лилия Александровна – бабушка Татьяны Фёдоровны Фаберже. Предтеченская улица – тепрь улица Черняховского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий