среда, 6 декабря 2017 г.

Навстречу 70-летию Валентина Скурлова.

Навстречу 70-летию Валентина Скурлова. 
Письмо из Калининграда, от председателя Гильдии янтарных дел мастеров Юрия Петровича Великотского. 
Октябрь 2017 г. 







          С Валентином Васильевичем Скурловым впервые судьба свела меня  в 2014 году на открытии выставки, проводимой в рамках Второго Всероссийского конкурса авторского ювелирного искусства. Он присутствовал на торжественных мероприятиях, вручал директору Калининградского  Музея янтаря награду Мемориального фонда Фаберже.
         Для калининградских мастеров янтарных дел и любителей ювелирного искусства личность В.В. Скурлова была в какой-то степени мистическая. С одной стороны – всем известно имя Карла Фаберже, все видели фотографии замечательных изделий  мастеров этой фирмы, кое-кто даже пытался что-то повторить своими руками. С другой стороны – о существовании Мемориального фонда Фаберже, о его целях и задачах, о личности самого В.В.Скурлова и его деятельности кто-то что-то слышал, но вряд ли мог вразумительно разъяснить. Калининград – это центрально-европейская провинция России. Никаких сколь-нибудь значимых событий, связанных с именем Фаберже здесь на происходило, поэтому появление  В.В.Скурлова в нашем городе естественно заинтересовало мастеров янтарных дел.
          Выставку торжественно открыли, присутствующие были приглашены в зал для осмотра экспонатов и как-то само собой произошло наше личное знакомство с Валентином Васильевичем. Его заинтересовали камнерезные работы  наших мастеров. Я давал пояснения, провел его в другие залы музея, попутно рассказывая о янтаре, об особенностях работы с ним, об истории становления искусства обработки «солнечного камня» в современной России. Сообщил ему адреса электронных сайтов наших мастеров, чтобы он мог получить более полное представление о наших работах.
          Эта встреча и эта беседа получили совершенно неожиданное продолжение. Буквально через несколько дней  я получил письмо, где Валентин Васильевич написал, что он в совершенном восторге  от наших работ. Показал их другим членам Мемориального фонда Фаберже и по единодушному мнению было принято решение наградить нас орденами Михаила Перхина. Валентин Васильевич лично приехал  в Калининград в августе 2014 года и в торжественной обстановке в Музее Янтаря вручил нам награды. Таким образом я оказался  в числе первых трех кавалеров орденов Фонда Фаберже.
         Наше знакомство, наши контакты на этом не закончились В ходе общения появлялись какие-то совпадения и «точки соприкосновения». В частности выяснилось, что я , в прошлом военно-морской офицер, служил на Дальнем Востоке в том же городе, где более века  тому назад, тоже на кораблях,  служил дед  Валентина Васильевича. Заметив  мой интерес к истории Военно-морского флота, Валентин Васильевич регулярно присылает мне материалы на эту тему, причем настолько уникальные, что сотрудники Музея Балтийского флота всегда чрезвычайно рады, когда я делюсь с ними полученной информацией.
         В ответ на это я тоже пытаюсь «удивить» его. Как только где-то на «просторах интернета» мне попадаются хоть какие-то материалы про Фаберже, про его мастеров, я сразу же пересылаю их Валентину Васильевичу, в тайной надежде, что они будут для него чем-то ранее неизвестными и полезными. Но тщетны мои надежды чем-то удивить его. Про Фаберже и о Фаберже Валентин Васильевич знает ВСЁ. Его авторитет в этом вопросе абсолютно беспрекословен. Однажды я присутствовал при разговоре группы московских художников-ювелиров, которые обсуждали камнерезную  миниатюру «Завтрак пролетариата» и доказывали, что это работа мастеров фирмы Фаберже. Достаточно было одного моего слова и ссылки на имя В.В.Скурлова, чтобы все споры в момент прекратились.
         Орден Михаила Перхина не единственная награда, которую мне вручили от имени Мемориального фонда Фаберже. Я являюсь еще и кавалером ордена Франца Бирбаума и в соответствии со статусом ордена имею почетное звание «Главный мастер». Именно это обстоятельство послужило причиной того, что должность руководителя Калининградской гильдии мастеров янтарных дел называется –«Председатель Правления – Главный Мастер».
         Наши контакты   продолжаются. Наверное не десятки, а сотни фотографий различных ювелирных украшений  и других изделий мастеров фирмы Фаберже прислал мне Валентин Васильевич, показывая тем самым, каков должен быть уровень качества работы ювелира. А у меня уже вошло в привычку отправлять ему фотографии каждой своей новой работы, а потом  с нетерпением ждать, что скажет о ней всемирно известный знаток ювелирного искусства.


Юрий Великотский
Председатель Правления – Главный Мастер
Калининградской гильдии мастеров янтарных дел 

Комментариев нет:

Отправить комментарий